Новости Москвы и Московской области

Как педагогический опыт помогает создавать и работать в НКО

Проработав учителями, сотрудники некоммерческих организаций знают, как находить подход к детям, стремятся помочь им найти себя и вдохновляют единомышленников на участие в социально значимых проектах.

В России 5 октября отмечают День учителя. Для многих сотрудников некоммерческих организаций (НКО) это еще один профессиональный праздник: у них есть опыт работы в школах. Они рассказали, как это помогает им в работе с молодежной аудиторией, сотрудничестве с образовательными учреждениями и привлечении волонтеров в проекты.

Помощь приемным и кровным семьям

После 26 лет в образовании Татьяна Пчелкина решила посвятить себя социальной сфере. Это был осознанный шаг, который она обдумывала несколько лет. Татьяна интересовалась будущим местом работы — некоммерческой организацией «Детская деревня SOS Томилино» — как перспективой заниматься с ребятами, испытывающими трудности.

«Последние 20 лет я работала заместителем директора школы. Переход в социальную сферу — это возможность добраться до причины подростковых трудностей: неуспеваемости, апатии, проблем в общении. Для достижения реальных результатов надо работать на стыке систем: образование плюс социальная защита, плюс здравоохранение. НКО как раз и выступает таким проводником», — обосновала свое решение Татьяна Пчелкина.

В подмосковном Томилине образовалось сообщество семей, в которых приемные родители создают комфортные для детей условия, со своими традициями и безопасной средой. Другое важное направление поддержки НКО — работа с кровными семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Татьяна Пчелкина — заместитель директора по профилактике социального сиротства. Ее цель — разработать варианты помощи семье в кризисе. Каждый день Татьяна применяет опыт школьного руководства: составляет программы, выстраивает отношения с подопечными и партнерами, контролирует процессы. Она отмечает изменения в сфере образования, в которых находится место для таких идей некоммерческих проектов, как инклюзия, индивидуальный образовательный маршрут, внимание к психологическому климату и воспитанию.

Работа с людьми с нарушениями слуха

Центр развития инклюзивного общества «В тишине» рассказывает о мире людей с нарушениями слуха и реализует проекты, направленные на организацию доступной среды. Он работает совместно с уникальным музеем «В тишине», где посетители погружаются в мир неслышащих людей, знакомятся с жестовым языком и учатся бессловесному взаимодействию в сопровождении слабослышащего гида. Это дает гостям возможность понять мир без звуков, а людям с нарушениями слуха — трудоустроиться. Сотрудники центра работают с ребятами и онлайн: проводят занятия, рассказывают истории успеха тех, кто имеет ограничения по слуху, помогают с профориентацией и мотивацией.

Более пяти лет руководит АНО «В тишине» Татьяна Барсукова, которая до прихода сюда четыре года проработала педагогом-организатором в общеобразовательной школе. Она выучила русский жестовый язык (РЖЯ) на бытовом уровне, чему поспособствовало ежедневное общение с его носителями. Сейчас Татьяна углубляет знания на профессиональных курсах РЖЯ в учебно-методическом центре Всероссийского общества глухих, а также проводит мотивационные онлайн-уроки профориентации для неслышащих детей в паре с неслышащим коллегой.

«Попав в НКО, я поняла, как важно создавать особую образовательную среду, где каждый ребенок чувствует себя ценным и услышанным. Инклюзивное образование в нашей стране развивается, и нам еще есть к чему стремиться, ежедневно просвещая в том числе и учителей в школах», — рассказала Татьяна Барсукова.

«В тишине» взаимодействует со школами и вузами. Например, при поддержке гранта Мэра Москвы специалисты проводили внеклассные уроки толерантности, и школьники пятых классов могли в игровой форме ощутить сложности, с которыми сталкиваются их ровесники с ограниченными возможностями здоровья. По словам Татьяны, многие практики, знакомые по прошлой работе, помогают вдохновить на участие в социально значимых проектах ребят, в том числе будущих учителей — студентов Московского педагогического колледжа.

Привлечение молодежи к спорту

Карьера Алексея Фомина — наглядный пример того, как понимание потребностей молодежи может привести к созданию собственной НКО. 10 лет он вел занятия физкультурой в школе № 1508, причем стремился не просто проводить уроки, а приобщить ребят к спорту, развивать физические качества и культуру здорового образа жизни. К этому добавился опыт работы инструктором спортивных массовых мероприятий.

В 37 лет Алексей принял решение создать федерацию развития молодежного спорта и патриотического воспитания «Кибермол». Юридический статус некоммерческой организации с 2021 года помогает масштабировать общественную деятельность. Благодаря взаимодействию с другими НКО, городскими властями и их поддержке у него есть возможность реализовать идеи нешкольных форматов.

«В НКО есть возможность реализовать собственные идеи. Мы можем создать комфортную среду для работы, найти своих благополучателей. А учителям, которые хотят развиваться в некоммерческом секторе, советую обращаться в коворкинг-центры НКО — там можно получить грамотную консультацию и поддержку», — отметил Алексей Фомин.

Сейчас в федерации занимается молодежь от 15 лет, заинтересованная в спорте (футбол, бокс и считающая киберспорт) больше чем развлечением. Команда организует турниры на игровых консолях по спортивным дисциплинам, где ребята соревнуются и обмениваются опытом, а также осваивают основы кибербезопасности. Помогают в их проведении спортсмены, волонтеры и музыканты. Таким образом, удалось создать площадку для коммуникации и развития.

Поддержка НКО

Помощь некоммерческим организациям города оказывает Московский дом общественных организаций (МДОО), который был создан столичным Комитетом общественных связей и молодежной политики в 2000 году. Сегодня это крупнейшая в стране государственная структура поддержки НКО.

МДОО помогает им развиваться и воплощать полезные для города инициативы. На его базе работает сеть коворкинг-центров НКО — 12 площадок во всех административных округах столицы для реализации социальных проектов. Они обеспечивают НКО необходимую инфраструктуру и создают комфортные условия для деятельности. В коворкинг-центрах есть оборудованные рабочие места, переговорные комнаты, конференц-залы и офисная техника. Более того, соглашение с МДОО предоставляет доступ к набору бесплатных сервисов: обучению, консультациям, организационной и информационной поддержке, услугам типографии и фотографа.