Горячий пар, кисточки и скарпели: как реставрировали церковь Вознесения Господня в «Коломенском»
Вернуть прежний облик декору из белого камня, подобрать кирпич нестандартного размера, привести в порядок гульбище и кровлю — такая задача стояла перед реставраторами храма Вознесения Господня в музее-заповеднике «Коломенское». Это объект ЮНЕСКО, построенный в XVI веке.
Храм отреставрировали и снаружи, и внутри. Поздние слои краски и фрагменты, оставшиеся после прошлых работ, снимали вручную скарпелями и шпателями. Такой бережный подход позволил сохранить подлинные детали памятника, который стал лауреатом конкурса «Московская реставрация — 2025».
О возрождении церкви, находках, обнаруженных в процессе, и современных технологиях, помогающих сохранить здание на долгие годы, — в материале mos.ru.
От царских времен до наших дней
Конкурс «Московская реставрация» состоялся уже в 15-й раз. В этом году заявки подали более 100 мастеров, которые представили свыше 40 памятников архитектуры. Жюри выбрало 29 лауреатов. Среди них и храм Вознесения Господня в «Коломенском». Над ним трудилась команда «Архитектурно-реставрационного товарищества», в частности художник-реставратор и учредитель компании Михаил Рыжков и руководитель проекта Дмитрий Дубов.
В столице осталось не так много зданий XVI столетия, еще и внесенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кропотливая работа продолжалась около двух лет и заключалась главным образом в деликатной расчистке и докомпоновке. Материалы заменяли только в случае крайней необходимости. Все белокаменные элементы и кирпичную кладку старались максимально сохранить, а вычинку и докомпоновку выполняли лишь там, где были утраты.
Церковь Вознесения Господня — один из первых шатровых храмов на Руси. Вместо куполов — остроконечная «шапка», наподобие тех, что носили князья в те времена. По легенде, храм велел возвести царь Василий III в честь рождения долгожданного наследника Ивана, который впоследствии вошел в историю как Грозный.
По мнению ученых, строительство правитель поручил итальянскому архитектору Петру Франческо Анибале, известному на Руси под именем Петр Фрязин или Петрок Малый. Тот использовал кирпич и белый камень для декора в виде растительного орнамента. Высота церкви составила 62 метра. О росписях храма известно немного. Отдельные элементы навеса и царское место на восточном фасаде были окрашены в охристые, терракотовые и зеленые тона. Другие варианты оформления до нашего времени не сохранились.
Когда мы приступили к работам, известковая обмазка была почти полностью утрачена, а кирпич под воздействием осадков постепенно разрушался. Предстояла серьезная задача восстановить кирпичную кладку, провести вычинку и докомпоновку, а также вернуть утраченные элементы белокаменного декора. Выполнили и золочение креста. Большой объем консервационно-реставрационных работ провели на гульбище (галерея под кровлей, окружающая храм по периметру): укрепили кирпичную кладку, восстановили белокаменный декор и полы
Гидрофобизатор и медная проволока
По словам мастеров, самой сложной стала работа с кирпичной кладкой фасада и интерьера. Во-первых, храм несколько раз реставрировали, в том числе в советские годы, и использовали разные, не всегда сочетаемые материалы. Во-вторых, тот, исторический кирпич больше современного — его параметры 270 на 135 сантиметров и 300 на 150 сантиметров. Предстояло сохранить его, докомпоновать, а там, где он совсем разрушился, заложить новый, такого же нестандартного размера. Подобный кирпич делали на заказ.
«Во время работ обнаружили кирпичи с клеймом “1914”, реставрация начала ХХ века», — делится Михаил Рыжков.
После этого кладку покрыли гидрофобизатором — бесцветным раствором, который содержит воск и предохраняет от влаги, затем штукатуркой и, наконец, белой краской.
Другая сложность была связана с белокаменным декором на фасадах храма и внутри него. В частности, из белого камня выполнены пилястры (декоративные колонны) и капители в интерьере. Перед расчисткой многократно окрашенную поверхность размягчили пароструйным аппаратом, после чего старую краску сняли вручную — скальпелями, не повреждая родные белокаменные элементы. Утраты докомпоновали, обработали специальными реставрационными составами и покрыли полупрозрачным лессирующим составом, подчеркивающим естественный цвет камня.
«К счастью для нас, не пришлось заменять большие блоки: где-то откололся уголок, где-то фрагмент завитка. При докомпоновке для армирования в камень вставляли нержавеющую медную проволоку», — объясняет Дмитрий Дубов.
Помимо этого, реставраторы восстановили отмостку — так называется пояс из клинкерного кирпича, сделанного из смеси разных особо прочных сортов глины, который проходит по периметру здания у самой земли и не пропускает воду. Благодаря отмостке удается предотвратить проникновение в фундамент влаги от дождей и снега.
Каменные «бусы» и старинная лестница
Больше всего утрат мастера обнаружили в шатре храма, поэтому основная работа проходила на высоте.
Реставрация шатра — один из сложнейших этапов. По сути, мы все время, в любую погоду, стояли на лесах на высоте 20-этажного дома. К тому же там много белого камня, элементы которого были утрачены. Это, например, гурт (свод) и русты, своего рода бусы, вставки вдоль шатра, создающие рисунок и пересекающиеся друг с другом. Крест не снимали, тоже реставрировали наверху. Создали вокруг него тент, чтобы избежать пыли и сквозняков: сусальное золото очень тонкое и капризное. Перед золочением покрыли крест свинцовым суриком, предохраняющим металл от коррозии. Кстати, нашли на этом кресте старинные клейма, на одном была надпись “Иисус”. Еще мы проделали большую работу по реставрации кровли. Деревянные стропила довольно хорошо сохранились, их просто укрепили, а вот кровельные листы пришлось заменить
Когда мастера поднялись на шатер, они обратили внимание на незаметную сначала металлическую дверь, а за ней обнаружили историческую лестницу, ведущую к барабану — круглому помещению под крестом. Лестница состоит из металлических кованых звеньев — стремян. За годы многие детали заржавели. Их расчистили, обработали свинцовым суриком и покрасили.
«Полагаю, в древности барабан служил дозорным пунктом. Когда-то по его периметру шли окошки, потом их заложили. Все-таки это было самое высокое здание на Руси в XVI веке», — уточняет наш собеседник.
Исторические цвета
По старым рисункам реставраторы выяснили интересную деталь: изначально с северной и южной сторон храм украшал белокаменный резной портик, который не сохранился. Об этом свидетельствуют и фрагменты узора на стене. А вокруг них — непобеленная кирпичная кладка.
«Изучив историческую справку, я узнал, что сначала церковь не планировали покрывать известковой обмазкой — она была красной с белокаменным орнаментом. Но в 1571-м крымский хан Девлет-Гирей шел на Москву, по пути поджигал села, и храм почернел от копоти. Счистить ее с кирпича тогда не представлялось возможным, поэтому решили нанести известковую обмазку. Оставили лишь участок за портиком с северной и южной сторон, видимо из-за труднодоступности. Мы посчитали важным сохранить этот кусок кирпичной стены, не закрашивать его, как память о тех событиях», — добавил Дмитрий Дубов.
Храм Вознесения Господня планируют открыть для посетителей в мае 2026 года. К тому времени на свое место вернется иконостас и паникадило, которые убрали на период реставрации.