Новости Москвы и Московской области

От скульптур до майоликовых панно. Как в Москве хранят память о труде метростроителей

Монументальные станции, ставшие памятниками архитектуры, километры тоннелей, по которым поезда следуют с короткими интервалами. За красотой и удобством московского метро стоит нелегкий труд строителей. Рассказываем, как в городе отдают дань уважения проходчикам — и первым, и современным.

Скульптуры и панно, изображающие проходчиков в забое, фотографии и лозунги 1930-х годов, мемориальные доски передовикам. В столице увековечивали труд строителей Московского метрополитена еще с эпохи сооружения первой очереди и продолжают традицию до сих пор. В День метростроителя, который отмечается 2 октября, вместе с историками рассказываем, как город хранит память о создателях подземного пространства.

Почему условия работы на заре возведения метро можно сравнить с погружением под воду на большую глубину, что символизируют скульптуры метростроевцев на станциях «Площадь Революции» и «Бауманская», в каком тоннеле спрятаны инициалы легендарной Татьяны Федоровой и где найти памятник современным проходчику и щиту — в нашем материале.

Метростроитель — символ индустриальной мощи молодого государства…

Холмы и плотная застройка на поверхности, подземные реки, плывуны и разломы в грунте, отсутствие опыта, техники и технологий. Когда в 1931 году в Москве приступили к сооружению метро, строители столкнулись со множеством препятствий. Иностранные специалисты считали, что реализовать проект в необычайно сложных гидрогеологических условиях вообще невозможно. Но полные энтузиазма советские инженеры не сдавались. Первая очередь включала участок от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением от «Охотного Ряда» до «Смоленской». При возведении московского метро применяли новаторский подход: в зависимости от условий участка строили станции как мелкого, так и глубокого заложения, выбирая соответствующую технологию.

Работа первых метростроителей была трудной и опасной. Орудовали кирками, лопатами, породу вывозили в вагонетках. Для борьбы с грунтовыми водами замораживали землю. В особо сложных случаях, при проходке плывунов, прибегали к кессонному способу прокладки тоннелей: в рабочей зоне забоя оборудовали герметичную область с нагнетаемым сжатым воздухом, который отталкивал воду вглубь породы. Работа в кессоне напоминала погружение под воду: высокое давление, трудности с дыханием, а температура поднималась выше 30 градусов по Цельсию. Чтобы привыкнуть к таким условиям, люди шлюзовались в барокамере до и после работ. Смена длилась не более четырех часов. Кессонный метод применяли, например, при сооружении тоннеля между “Охотным Рядом” и “Лубянкой”. Когда в 1934-м появился проходческий щит, поначалу он отклонялся от курса, но специалисты решили и эту проблему. Вдохновленные метростроевцы сооружали подземные магистрали рекордными темпами. Профессия стала символом индустриальной мощи страны, и дань уважения ей отдали уже на первых станциях. “Комсомольскую” (радиальную) впервые в истории московского метро украсили майоликовыми панно. На них изображены метростроители Валерия Евтишенкова специалист научно-исследовательской службы Музея транспорта Москвы

Две композиции размещены на стенах аванзала при выходе со станции к Ленинградскому и Ярославскому вокзалам. Их изготовили по эскизам знаменитого художника Евгения Лансере. Безликие монументальные образы его не интересовали: он стремился отразить всю напряженность работы под землей. Для этого художник сам спускался в тоннели и делал натурные зарисовки: как проходчики орудуют в забое отбойным молотком, катят вагонетки, замешивают бетон. Затем эскизы перенесли на керамику.

Метростроителей увековечили и на станции «Площадь Революции». Это галерея из 76 скульптур, расставленных в хронологическом порядке. Они показывают события от октября 1917 года до 1937-го. Матрос, крестьянин, рабочий, солдат как бы стоят у основания Страны Советов, инженер, пограничник с собакой воплощают собой настоящее, дети — будущее. В настоящем есть и метростроитель.

…и героизма советского народа в годы войны

А на «Бауманской» можно встретить скульптуру девушки-строителя в широкополой шахтерской шляпе с отбойным молотком. Так город почтил женщин, которые сооружали метро наравне с мужчинами. Но в монументе зашифрован и другой смысл.

«Станция открыла двери в январе 1944 года — в разгар Великой Отечественной войны. В ту эпоху в архитектурных проектах появились сюжеты, связанные с подвигами фронтовиков и тружеников тыла, героизмом и упорством советского народа. В военные годы женщины не только участвовали в борьбе с захватчиками, но и заменяли мужчин на заводах, стройках. На “Бауманской” установлены скульптуры воина, летчика, партизанки, метростроевки. Последняя символизирует самоотверженность и силу женщин, которые в столь тяжелый для страны период продолжали возводить тоннели и станции. Кстати, это был не только вклад в будущую мирную жизнь. Метро служило бомбоубежищем и спасло многих москвичей от налетов», — отмечает Валерия Евтишенкова.

В том же году открылась «Электрозаводская». Ее оформление посвящено трудовым будням советских людей в военное время: например, на горельефах изображены работники Электрозавода и метростроевцы, танкостроители и оружейники. А возле наземного вестибюля станции возвышается скульптурная группа: трое проходчиков в забое. Первые линии строились преимущественно вручную, поэтому в руках у них рабочие инструменты, применяемые при сооружении и отделке станций. Автору композиции Георгию Мотовилову удалось передать физическую силу первых метростроителей.

Лозунги 1930-х на БКЛ и современный проходческий щит у «Рассказовки»

Город чтит не только труд строителей в целом, но и память о конкретных людях, которые внесли свой вклад в сооружение метро. «Полежаевская» названа в честь Героя Социалистического Труда Василия Полежаева, который прошел путь от бригадира на строительстве первых очередей метро до начальника Московского метростроя.

Еще одна легенда — Татьяна Федорова. В 1933-м она наравне с мужчинами сооружала первые тоннели, работала бетонщицей и чеканщицей. Татьяна Федорова на строительстве Кольцевой линии работала начальником шахты, а потом дослужилась до заместителя начальника Метростроя. Ей установлена мемориальная доска на «Красносельской»: с этой станции началась ее карьера под землей. Есть еще один «мемориал» отважной женщине, но пассажиры, правда, увидеть его не могут. По воспоминаниям самой Татьяны Федоровой, в начале 1950-х на возведении «Новослободской» чеканщицы выбили пескоструйным аппаратом ее инициалы на одном из тюбингов (чугунные секции сводов тоннелей).

«А еще фотография Татьяны Федоровой украшает “Сокольники” Большой кольцевой линии (БКЛ). Ее дизайн полностью посвящен метростроевцам, ведь она соединена с одноименной станцией на Сокольнической линии — той самой, откуда в 1935 году отправился первый поезд. На архивных кадрах, которыми украсили интерьеры, можно увидеть старый механизированный щит. Его головная часть разделена на секции, в каждой стоит проходчик. Они буквально вырубали инструментами пласты земли, чтобы щит продвинулся вперед. Также стоит обратить внимание на лозунги: “Стройка на время — метро навсегда!”, “Дадим столице лучшее в мире метро!”. Они актуальны и сегодня», — подчеркивает собеседница mos.ru.

Теперь строителям не надо вгрызаться в землю лопатами и кирками. Но они сталкиваются с новыми проблемами: еще более плотной застройкой и обилием коммуникаций. Профессия остается почетной. «Рассказовка» стала первой станцией, отдавшей дань уважения нашим современникам. У входа на нее протянулась металлическая скамейка. С одной ее стороны сидит писатель (неподалеку находится Дом творчества «Переделкино»), с другой спинка скамейки превращается в штабель рельсов. К нему примостился проходчик. Он смотрит в сторону еще одного памятника — щита «Наталья», который использовался при прокладывании Солнцевской линии. Это подлинный ротор диаметром 6,5 метра — главный элемент машины, разрабатывающий грунт.

Личные вещи ударников и шахтный телефон

2 октября в сквере Московского Метро — рядом с Русаковской улицей, где в декабре 1931 года во дворе дома 13 началось сооружение первой очереди, — открыли новый монумент. Передняя часть композиции изображает тоннель, где трудятся проходчики прошлого и настоящего. Она отсылает к преемственности поколений. С обратной стороны можно увидеть схему метро 1935 года.

Кроме того, в городе открыт музей Мосметростроя по адресу: Цветной бульвар, дом 17.

Музей небольшой, но в нем много интересного для москвичей. Здесь представлены четыре ордена, которыми награжден Мосметрострой. В витринах — документы, фотографии, экспонаты и материалы по истории создания метро. Например, подлинные инструменты первых строителей, спецодежда и прорезиненная шляпа проходчиков, спасавшая их от струившейся по сводам тоннелей воды. Посетители музея могут подержать в руках тяжелую трубку большого шахтного телефона — он использовался для связи с диспетчером, а также для передачи команд машинистке подъема, которая управляла специальным лифтом — шахтной клетью, доставлявшей на поверхность людей и вагонетки с породой. На стенах — художественные портреты ударников, среди которых парадный портрет легендарной Татьяны Федоровой, чьим именем назван зал музея Павел Калинин директор музея Мосметростроя

Внимание гостей музея привлекают уменьшенная копия известной майолики Евгения Лансере «Метростроевцы», уникальный, инкрустированный полудрагоценными камнями и мрамором круглый столик из цельного уральского офиокальцита, изготовленный в 1947 году камнерезами Мосметростроя, а также фирменный макет современного тоннелепроходческого комплекса. Именно с помощью таких щитов сегодня сооружают метротоннели.

Сейчас в музее действует экспозиция «Метростроители — Победе». Стенды и экспонаты рассказывают о героях Метростроя, о семи станциях, созданных в годы Великой Отечественной войны, спецобъектах и участии метростроевцев в сооружении Можайской линии обороны.

«Мы уже привыкли к мозаикам, витражам, скульптурам, мраморным вестибюлям и другим произведениям искусства в метро, они мелькают у нас по пути на работу и учебу. Привыкли к удобным пересадкам и коротким интервалам движения поездов. Но не стоит забывать, что за всем этим стоит огромный труд. Каждый пройденный метр под толщей земли — результат усилий множества специалистов и техники», — заключает Валерия Евтишенкова.