Буллинг в школе: что делать родителям, если ребенка обижают
Школа — важная часть жизни любого ребенка. Там он не только получает знания, но и учится взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Шалости, дружба и споры — часть общения в коллективе, но иногда безобидные игры перерастают в травлю, или буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство»). С буллингом может столкнуться любой ребенок как в начальной, так и в средней и старшей школе.
Травля представляет собой постоянное и осознанное психологическое насилие или физическую агрессию против более слабого. Ребенку в одиночку с ней справиться невозможно — необходима помощь взрослых. Как отличить буллинг от конфликтов между детьми и что делать родителям, когда одноклассники травят ребенка, рассказал руководитель городской службы примирения Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы Антон Коновалов.
Чем травля отличается от конфликта
Травлю не стоит путать с эпизодическими конфликтами между ребятами. Конфликт или ссора — это спонтанное и неумышленное проявление эмоций, обычно непродолжительное, при котором силы оппонентов равны. В таких ситуациях дети часто могут самостоятельно найти выход: выпустить пар, накричать друг на друга, а потом быстро помириться.
Конфликты со сверстниками — неизбежная часть взросления, когда дети познают мир, учатся общаться и отстаивать свои границы. Это временное эмоциональное столкновение интересов или разногласий между равными сторонами. Взрослым необходимо объяснить ребенку, что конфликты случаются, и научить конструктивно их разрешать
Важно, чтобы родители не видели в каждой небольшой ссоре признак буллинга. Не стоит начинать разговор с ребенком, например, с вопроса «Кто тебя сегодня в школе обижал?». Это может вызвать в нем тревожность и ощущение, что все его окружение априори к нему враждебно.
«Травля, или буллинг, — это систематическая агрессия против одного ученика со стороны другого или группы. При этом условная жертва не может такому отношению противостоять — силы не равны. Одна из отличительных черт травли — ее продолжительный характер», — отмечает эксперт.
Другой явный признак травли — осознанное причинение боли и вреда, обесценивание личности. Агрессор и те, кто его поддерживает, не раскаиваются, не просят прощения, в их картине мира такое поведение воспринимается как нормальное. Например, они намеренно называют одноклассника обидным прозвищем.
Более серьезные и травматичные для личности формы буллинга — бойкот, издевательства, унижения, угрозы, распространение слухов, порча рюкзака, одежды и других вещей, пинки, толчки, физическое воздействие. Негативные эмоции при этом переживает и жертва травли, и дети, которые видят происходящее, но по разным причинам не могут вмешаться в ситуацию.
Подробную информацию о том, как вести себя детям, родителям и учителям, можно найти на странице проекта «Вместе против буллинга» комплекса социального развития Москвы. Онлайн-проект доступен в разделе «Ментальное здоровье» на сайте «Школа.Москва».
Как понять, что ребенка травят
Обнаружить проблемы в школе можно только при поддержании добрых и доверительных отношений с ребенком.
«Спрашивайте его не только об успехах в учебе, но и об атмосфере в классе. Иногда ребенок может и не осознавать, что его травят, считая, что он сам виноват, что с ним никто не дружит. Обратите внимание на его поведение и отношения со сверстниками. Если он находит повод пропустить уроки, постоянно “теряет” вещи или не общается с друзьями — это может быть признаком травли», — говорит эксперт.
Важно не оставлять ребенка один на один с этой проблемой, ведь у него не всегда есть силы для борьбы и игнорирования агрессора. Травля не проходит для ребенка бесследно и имеет психологические последствия. Он может вырасти замкнутым, недоверчивым, с низкой самооценкой, привыкнуть к насилию, считая его допустимым. Или же сам стать агрессором уже во взрослом коллективе, например на работе и в семейных отношениях. Необходимо начать работать с буллингом на стадии его зарождения, чтобы ребенок не успел погрузиться в травмирующую ситуацию.
Что делать, если ребенка обижают сверстники
Взрослым не стоит самостоятельно выяснять отношения с обидчиками или их родителями — эмоциональные высказывания в личном общении или споры в родительских чатах только усугубят ситуацию.
«В первую очередь родители должны обратиться к классному руководителю. Он знает о том, какие взаимоотношения у ребят между собой, и он в состоянии положительно повлиять на ситуацию, при необходимости подключить педагога-психолога и школьную службу примирения (ШСП)», — говорит Антон Коновалов.
Сегодня школьные службы примирения функционируют в 497 образовательных организациях Москвы. Они помогают достичь взаимопонимания в классе, развить навыки позитивного общения, разрешить конфликты и споры мирным путем.
В ШСП на волонтерских началах выступают медиаторами не только школьные учителя и психологи, но и сами ученики старше 14 лет. Ребята, желающие стать медиаторами, могут обратиться к школьному психологу или куратору службы своего учебного заведения. Специалист направит подростка на обучение деятельности волонтера школьной службы примирения, предложит присоединиться к клубу «Диалог дружбы», который объединяет уже более 200 школьников Москвы.
Узнать подробнее о работе школьных служб примирения можно на сайте городской службы примирения Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы. Разрешить ситуацию с буллингом помогут и в территориальных отделениях Городского психолого-педагогического центра — они расположены во всех административных округах столицы.
«Психологи и педагоги проведут беседу со школьником и его родителями. Если речь идет действительно о травле, то сразу же свяжутся с руководством школы. Директор и психолого-педагогическая служба, в том числе и школа примирения, начнут работу с классом и индивидуально с участниками буллинга. Если же речь идет о рядовом конфликте, специалисты объяснят, как выходить из подобных ситуаций, предложат конкретные упражнения, например на развитие коммуникативных навыков. Записаться на консультацию к психологу можно через портал mos.ru», — рассказывает Антон Коновалов.
Помимо этого, поддержку можно получить дистанционно, написав психологу в чат на сайте «Мырядом.онлайн» или позвонив по телефону доверия: +7 800 200-01-22 (короткий номер для звонка с мобильных телефонов — 124).
Какие дети подвергаются буллингу
Объектом травли может стать любой: застенчивый отличник, активист, хулиган или двоечник. При этом один и тот же ребенок чувствует себя изгоем в одной школе и становится своим в другой.
Агрессоры вырастают в самых разных семьях, поскольку процесс формирования личности всегда многогранен.
«Родители, социум и характер — все эти факторы играют свою роль. Но всех агрессоров объединяет одно — стремление к показному превосходству и доминированию над тем, кто не может им противостоять. В основе такого поведения лежит восприятие другого человека как вещи, инструмента для собственной выгоды или развлечения. Это, с точки зрения обидчика, оправдывает жестокость и унижение», — объясняет Антон Коновалов.
Будут продолжаться нападки или нет, зависит как от реакции пострадавшего, так и окружающих людей, коллектива, в котором возникла ситуация. Если ребенок игнорирует насмешки, переводит их в шутку или способен дать отпор, то травля постепенно сходит на нет. Также буллинг может прекратить однозначная отрицательная реакция коллектива на происходящее.
Буллинг — это неравное противостояние. Агрессор нередко заручается поддержкой у союзников или наблюдателей. Одноклассники могут либо активно поощрять его действия, либо оставаться равнодушными свидетелями, молчаливо соглашаясь с агрессией.
Лучшая профилактика травли — создание здоровой психологической атмосферы в группе. В таких условиях буллинг невозможен: зачинщику сразу дадут понять, что такое поведение недопустимо, а проблемы нужно решать другим способом. Основная задача — привить детям правильные ценности, и эту ответственность несут взрослые — учителя и родители, убежден Антон Коновалов.
Надо ли переводить ребенка в другую школу
Переходить ли в другой класс, школу, или оставаться и пробовать преодолеть травлю — это всегда непростое решение, и оно остается за родителями или законными представителями ребенка.
Важно не только остановить травлю, но и добиться, чтобы ее инициаторы осознали свою вину. Работа с психологами и школьными службами примирения часто помогает буллерам раскаяться в своем поведении. Только после этого объект нападок почувствует себя в безопасности и сможет наладить отношения с бывшими обидчиками. В таком случае перевод в другую школу обычно не требуется.
Если буллинг прекратился, но пострадавшая сторона не получила никакой компенсации за него в виде извинений или возмещения ущерба, то проблема до конца не решена. Ребенок будет находиться в стрессе, ожидая новых нападок. Да и нормальные отношения со сверстниками, которые не признали свою вину, едва ли можно построить.
Родителям стоит пройти путь борьбы с травлей вместе с ребенком до конца. Ведь с подобными обстоятельствами он может столкнуться и во взрослой жизни, а школьный опыт научит его сохранять чувство собственного достоинства и отстаивать свои права, выходя из конфликтных ситуаций.
Городской психолого-педагогический центр оказывает психологическую, педагогическую и социальную помощь ребятам, которые испытывают трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также детям с ограниченными возможностями здоровья. В центре работают около 800 сотрудников, из которых более 500 — специалисты сопровождения (психологи, дефектологи, логопеды).
Территориальные отделения центра расположены в 10 округах столицы по 29 адресам. Помощь там ежегодно получают более 25 тысяч детей.