Новости Москвы и Московской области

Пили чай, обожали театр, много строили. Как жили москвичи в эпоху Николая I

Экскурсию по выставке «Москва и москвичи в эпоху Николая I» в музее-заповеднике «Царицыно» для «Культуры Москвы» провел ее куратор Александр Валькович.

В Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» открылась масштабная выставка «Москва и москвичи в эпоху Николая I». Она охватывает три десятилетия — с 1825-го по 1855-й, когда Москва, оправившись от пожара 1812 года, начала стремительно менять облик, балансируя между парадным образом современного европейского города и привычным старым укладом. Экскурсию по выставке провел ее куратор Александр Валькович.

Вид из XIX века: открытия Огюста Кадоля

«Выставка приурочена к двухсотлетию воцарения императора Николая I, и это продолжение цикла выставок, посвященных Москве и москвичам разных эпох. Три года назад была эпоха Александра I, теперь пришла пора другого императора», — объясняет Александр Валькович.

Открывают путешествие в эпоху работы французского художника Огюста Кадоля. Участвуя в походе Наполеона, он был пленен, но затем остался в России на несколько лет. «Он был очарован Москвой и ее бытом, и, я думаю, любовью к одной из москвичек», — поясняет куратор. На выставке — литографии с его работ, раскрашенные акварелью, из собрания Государственного Русского музея. Например, «Пруды на Пресне» — излюбленное место гуляний москвичей. Сейчас осталось два пруда (на территории Московского зоопарка), и они по-прежнему очень популярны.

На литографиях Кадоля Москва — возродившийся после пожара город с дворянскими особняками в стиле ампир. «Москва хорошела, перестраивалась. Расширялись улицы, появлялись новые площади, фонтаны, улучшалась логистика, инфраструктура. То есть из бывшей “большой деревни” Москва преображалась в европейский город», — отмечает Александр Валькович.

Коронация. Рождение нового правления

Следующий зал рассказывает о коронации Николая I в Успенском соборе 22 августа 1826 года. Здесь портреты членов царской семьи, в том числе отрекшегося от престола цесаревича Константина, старшего брата монарха. Это вызвало слухи о заговоре и даже его убийстве — и стало одним из формальных поводов к восстанию декабристов. Брат приехал поддержать Николая I из Польши (он был наместником Царства Польского), доказав, что жив, здоров и отказывается от власти добровольно. Константин присутствовал и на коронации.

Император Николай I изображен на портрете Джорджа Доу в возрасте 30 лет в расцвете сил. Таким он взошел на престол.

Особое место в зале занимают изображения из коронационного альбома, изданного в 1828 году. «Николай заказал лучшим французским художникам коронационный альбом, где были отражены главные события торжеств: въезд в столицу под грохот колоколов, пушечные выстрелы и всеобщее восхищение, церемония в Успенском соборе и народный праздник на Девичьем поле», — рассказывает куратор. Этот фолиант, рассылавшийся по европейским дворам, стал знаком утверждения новой власти.

Градостроительный рывок и лица эпохи

Эпоха Николая I стала для Москвы временем масштабного строительства. Возводились Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя, закладывалось Садовое кольцо. Вершиной технологического прогресса стало открытие в 1851 году Николаевской железной дороги, связавшей Москву и Петербург. На выставке один из проходов в залы стилизован под вагон с видами из окна поезда.

Но город — это не только здания, но и люди: особый раздел выставки посвящен московским генерал-губернаторам. «Стоит обратить внимание на небольшой, но хорошего письма портрет князя Дмитрия Голицына кисти неизвестного художника. За заслуги в управлении столицей и благоустройстве он был возведен в светлейшие князья. Почти 25 лет правил здесь», — отмечает Александр Валькович. При Голицыне построили Большой и Малый театры, начали облицовывать набережную реки Москвы гранитом.

Сменивший Голицына Алексей Щербатов озаботился установкой очистных сооружений, потому что развивалась промышленность, а Яуза загрязнялась, продолжает куратор. Кроме того, Щербатов сумел добиться императорского указа, который запрещал работу малолетних на фабриках и мануфактурах в ночное время. Тогда это было передовое решение. На выставке есть и портрет князя Щербатова.

Москва в лицах и профессиях

Выставка погружает в повседневность, раскрывая Москву через быт, увлечения и характеры ее жителей. Работы Карла Гампельна, глухонемого художника, демонстрируют жанровые сценки. «Благодаря императрице Марии Федоровне он обучался в Вене по определенной методике и затем, живя в Москве, рисовал ее жителей: торговца хлебом, разносчика цветов, почтальона с будочником, — такие милые сцены», — рассказывает Александр Валькович. Собака почти стащила булку хлеба, разносчик цветов виртуозно удерживает на голове поднос с глиняными горшками — Москва двухсотлетней давности оживает в этих работах. Еще секунда — и в зале зазвучит собачий лай и ругань торговца. Рядом — динамичная картина неизвестного художника из Третьяковской галереи. «Лихо несущийся на тройке с бубенцами выезд пожарной команды на Пречистенке. В Москве все еще оставалось много деревянных домов, и пожарная служба была хорошо организована», — объясняет куратор.

Трактир. Центр московского общения

Часть выставки реконструирует интерьер московского трактира. Из злачных мест многие стали превращаться в центры общения, где можно было вкусно и недорого поесть, почитать прессу и даже поиграть в шашки. Сюда ходили и дворяне, и разночинцы. В зале представлены старинные самовары, вербилковский фарфор, обязательная для трактира того времени икона. За столами уже нельзя отведать молочных поросят, расстегаев и знаменитых московских калачей, но можно поиграть в интерактивную игру и пообщаться с купцом и студентом николаевского времени.

Дворянство. Частная жизнь элиты

«Этот зал с зеркалами — образ бальной залы в московском особняке. После событий 1812 года часть московских дворян разорилась», — продолжает куратор. На картине Тимофея Мягкова изображено дворянское семейное чаепитие. Александр Валькович поясняет: «Очень скромно — только чай и сахар. Это у купцов несколько ведер чая, да с вареньем, и лимоны, но здесь главное — именно чай. Москвичи в ту пору очень его любили, пили часами». Ритуалы общения за чашкой чая пережили два столетия практически без изменений.

В зале есть предметы дворянского быта. Детский пазл на тему Крымской войны по технике исполнения очень похож на современный. Есть неоконченная вышивка бисером с трогательной надписью: «Ты один мне мил».

Центральными экспонатами зала стали работы московского художника Василия Тропинина. Его портреты композитора Александра Алябьева и драматурга Александра Сухово-Кобылина создают галерею лиц знатных москвичей.

Купечество. Новые хозяева жизни

«Московское купечество в эту пору богатеет. В основном это выходцы из крестьян — среди них Рябушинские и Морозовы», — говорит Александр Валькович. Этот зал рассказывает о социальном лифте, характерном для николаевской эпохи. Среди купцов было много благотворителей и меценатов. «Вот портрет купца Крашенинникова. Он был миллионер и создал фонд для бедных невест. Им выдавали приданое, и они могли вести хозяйство на эти деньги», — добавляет куратор.

Театр. Рождение московской сцены

Николаевская эпоха — время расцвета театральной жизни. Строительство Малого и Большого театров превратило Москву в одну из театральных столиц Европы. Именно в Малом театре впервые целиком сыграли «Горе от ума» Александра Грибоедова. На выставке подлинные афиши того времени. Есть офорт, на котором изображен Николай Гоголь, читающий «Ревизора» писателям и артистам Малого театра. Среди слушателей  — Иван Тургенев, Михаил Щепкин, Пров Садовский.

Промышленность, славянофилы и западники

В экспозиции представлен раздел, посвященный московской промышленности и Всероссийской мануфактурной выставке 1831 года. Ее устроили по предложению Николая I в Благородном собрании (сейчас Дом союзов). Здесь можно увидеть образцы фарфора, металла, стекла и тканей, демонстрирующие, что Москва была торговым и промышленным центром.

Отдельный зал посвящен спору славянофилов и западников, еще один рассказывает о Крымской войне 1853–1856 годов и участии в ней москвичей.

Эпоха Николая I завершилась для города в марте 1855 года трауром по императору, умершему от пневмонии (болея гриппом, принимал парад в легком мундире). Москва, которая с ним прощалась, была уже другой. Благоустройство, строительный бум, развитие транспорта и производства выставка, открытая до 1 февраля 2026 года, позволяет увидеть, как в течение трех десятилетий формировалась та Москва, чей облик узнаваем и сегодня.

«Культура Москвы»: гид по ярким событиям столицы