Новости Москвы и Московской области

Переезд по-княжески, московское время и Политехническая выставка. Удивительные факты о столице в день ее рождения

«Культура Москвы» — об «исчезновении» Кремля, первом в мире детском музыкальном театре и главных часах страны.

В выходные Москва отмечает день рождения. Этот праздник — и повод для масштабных гуляний, и возможность подвести итоги, оценив динамичное развитие мегаполиса. От масштабных программ развития транспортной инфраструктуры до становления в качестве одного из ведущих ИТ-центров мира — столица продолжает задавать высокие стандарты.

К празднику «Культура Москвы» собрала, может быть, не самые главные, но очень интересные факты о городе.

Кто придумал, что детям нужен свой театр? Наталия Сац — девочка-гений, которая в 15 лет (в 1918 году) организовала первый в России детский театр с постоянным репертуаром — Детский театр Моссовета.

Девочка выросла и стала «матерью» детских театров мира. Наталия Сац открыла их несколько — Центральный детский театр, Первый ТЮЗ Казахстана и другие. А в 1965 году совершила революцию, создав первый в мире Детский музыкальный театр. Сейчас он носит ее имя.

Летом 1872 года Москва (тогда не столица) на два месяца превратилась в гигантскую витрину прогресса. Политехническая выставка, занявшая 20 гектаров от Манежа до Москворецкого моста, стала прообразом всех будущих всероссийских смотров достижений — от крупнейших выставок XIX века (Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве 1882 года и других) до советской ВДНХ и современной выставки «Россия». «Знакомство общества с наукой и практикой» — такой была официальная концепция Политехнической выставки.

Масштабы поражали. На выставке представили 12 тысяч экспонатов — от паровозов, атрибутов пчеловодства и охоты до почтовых марок. Архитектура была новаторской — тогда построили первый в стране стеклянно-металлический павильон (прообраз современных выставочных залов). Билеты стоили от 40 копеек до пяти рублей, а для рабочих, студентов и школьников организовали бесплатное посещение. Всего на выставку пришло около 750 тысяч человек (впервые для прохода использовали турникеты со специальными счетчиками).

Организаторы воплотили ряд неожиданных для 1872 года решений. Например, действовали специальные скидки на проезд на 25 направлениях железной дороги и в девяти пароходствах (внутренний туризм поддерживали уже тогда). К открытию выставки в Москве стали ходить паровой трамвай и конка. Кроме того, работал «Павильон детских садов» — прообраз современных яслей-садов.

И самое главное — экспонаты стали основой выставочных пространств трех музеев: Политехнического (открыт в том же 1872 году), Центрального музея связи имени А.С. Попова в Санкт-Петербурге (1872) и Государственного исторического музея (1883).

В 1941–1942 годах центр Москвы превратили в гигантскую оптическую иллюзию. Чтобы спасти кремлевские стены от бомбежек, их раскрасили под жилые дома, золотые купола покрыли темной краской, а рубиновые звезды впервые в истории погасили.

На Красной площади развернули бутафорский городок: поставили «здания», а Мавзолей Ленина превратили в особняк с нарисованными колоннами и крышей. Даже Манеж перекрасили так, что с воздуха он выглядел как ряд ничем не примечательных строений.

Масштабная мистификация сработала: во время 15 налетов на центр Москвы только восемь бомб упали на территорию Кремля, и ни одна не причинила серьезного ущерба. Немецкие летчики, привыкшие ориентироваться по силуэтам, просто не узнали главный символ СССР.

Монумент национальным героям Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому работы Ивана Мартоса, торжественно открытый в 1818 году перед Верхними торговыми рядами, спустя столетие совершил не побег, но деликатный переезд.

В 1931 году бронзовые спасители Отечества отступили на 50 метров к Покровскому собору. Не потому что разлюбили Кремль — просто эпоха потребовала места для парадов и демонстраций. Минин с Пожарским не возражали — просто заняли более созерцательную позицию. Теперь их взгляды обращены не к кабинетам власти, а к потоку туристов с фотоаппаратами.

Однако в советское время «переезжали» не только памятники, но и целые дома и мосты!

В 1930-e годы советские инженеры удивили мир и спасли от разрушения исторический центр Москвы.

«Захотим — // И дом подвинем, // Если нам мешает дом», — писала Агния Барто. Дом (и не один) действительно подвинули — вместе с жителями, их вещами, мебелью и хрусталем. Ничего не разбилось!

В 1930-е Москва решала транспортную проблему. На архивных фото видно, что Тверская улица была очень узкой, средневековая планировка не соответствовала задачам главной транспортной артерии города. Сложность состояла в том, что надо было что-то делать с исторической застройкой. Инженеры нашли радикальное, но очень удачное решение: домкраты, рельсы и шпалы!

23 здания весом до 20 тысяч тонн переехали на рельсах. Технология позволяла перевезти здание за 40 минут, даже не отключая воду, газ и электричество! Жители спали и… переезжали одновременно. В результате Тверская улица расширилась с 18 до 60 метров и приобрела гармоничную правильную планировку, соответствующую эпохе.

Более 500 лет стрелки часов на Спасской башне отмеряют точное время. Смены династий, войны и революции, трудности и подъемы, бомбежки и победный марш 1945-го — с высоты своего положения на Красной площади часы видели очень многое.

Первые часы 1491 года можно назвать технологическим чудом своего времени, они не имели аналогов в Европе. Хотя астрономические часы с зодиакальным кругом были, например, в Венеции, московская версия удивляла двумя связанными циферблатами — дневным и ночным. В XVII веке английский мастер Христофор Галовей создал новый механизм, причем вращались тогда не стрелки, а циферблат.

Механические часы, которые находятся на Спасской башне сейчас, установили в середине XIX века. Их надо заводить дважды в сутки, и до 1937 года это делали вручную, а потом с помощью электрических двигателей.

Куранты исполняли важные для разных эпох мелодии — от немецких песенок, которые любил Петр I, до «Интернационала». Но в 1938 году специалисты осмотрели механизм и пришли к выводу, что «петь» часам больше нельзя: механизм сильно износился, мелодии искажались. С этого времени звучал только бой курантов. После 58-летнего молчания часы вновь «запели» в 1996 году.

А с февраля 1926 года трансляция боя курантов в радиоэфире в полночь стала постоянной и официально начинает Новый год для всей страны. Между первым и последним ударом, как известно, принято загадывать желания.

Интересными фактами о Москве поделились Государственный исторический музей и Политехнический музей.