Москва Тургенева. Адреса детства, «теплый-претеплый» дом и любовь к «проклятой цыганке»
Иван Тургенев — писатель, проживший большую часть жизни за границей, признавался: «Душа моя, все мысли мои в России». Москва — не самая очевидная, но важная точка на карте писателя-странника, не имевшего «чувства оседлости». С ней связаны многие яркие факты его биографии.
По московским адресам писателя провела экскурсию Елена Полянская, заведующая мемориальным Домом-музеем И.С. Тургенева.
Порка за детское простодушие. Большая Никитская улица, дом 57/46, строение 1
Родовое гнездо Тургеневых — орловское имение Спасское-Лутовиново. Но в феврале 1824 года семья писателя — полковник в отставке Сергей Николаевич, властная и незаурядная Варвара Петровна и их сыновья, восьмилетний Николай и шестилетний Иван, — впервые приезжает в Москву. Они останавливаются в доме статской советницы Коптевой в самом конце Большой Никитской улицы (сейчас это дом 57/46, строение 1, он сильно перестроен). Собственного жилья у них еще нет, и этот адрес — лишь точка входа в московскую жизнь.
Неподалеку жил баснописец Иван Дмитриев. Варвара Петровна, желая блеснуть успехами сына, устроила литературный экзамен в присутствии мэтра, и маленький Ваня прочитал писателю басню. А потом начал импровизировать… «Представьте себе ужас и матушки, и окружающих, когда я этому достопочтенному старцу прямо в глаза так и брякнул: “Твои басни хороши, а Ивана Андреевича Крылова гораздо лучше”. Матушка так рассердилась, что высекла меня и этим закрепила во мне воспоминание о свидании и знакомстве, первом по времени, с русским писателем», — вспоминал Тургенев. Так Москва преподнесла ему весьма болезненный урок литературы.
Пансион и подземный ход. Гагаринский переулок, дом 15/7
Осенью того же года Варвара Петровна покупает дом на Самотеке, но для нас важнее другой адрес. В 1830-м, пока отец семейства лечился за границей, семья снимает дом городового секретаря Квашнина в Гагаринском переулке. Причина переезда была сугубо практичной: прямо напротив располагался пансион Иоганна Фридриха Вейденгаммера, где учились братья Тургеневы.
Ампирный особняк, построенный декабристом бароном Владимиром Штейнгелем, и сегодня украшает переулок. Для братьев он был полон тайн. Елена Полянская рассказывает: «В доме Квашнина, где семья прожила год, мальчиков манила одна загадочная комната с потайной зеркальной дверью, которая через подземный ход вела в соседний переулок».
Годы в пансионе Вейденгаммера легли в основу повести «Яков Пасынков». Пансион Винтеркеллера — это его художественное переосмысление. Главный герой Пасынков, в котором угадывались черты двух людей — друга юности писателя Николая Рейнгольда и известного критика Виссариона Белинского, неловок в обществе: «… взял Варвару за талью, но с первого же шага поскользнулся и, быстро отделившись от своей дамы, покатился прямо под тумбочку, на которой стояла клетка попугая… Клетка упала, попугай испугался и закричал: на кра-ул! Поднялся общий хохот…».
Семейная драма и «Первая любовь». Сивцев Вражек, дом 24/2, Нескучный сад
В 1831 году Тургеневы снимают дом генеральши Алексеевой в Сивцевом Вражке (сейчас дом 24/2, его фасады на реставрации, но можно оценить атмосферу старинной улицы). При этом глава семьи, красавец Сергей Николаевич, арендовал для себя еще две отдельные квартиры. Причина — тайный роман.
«Сергей Николаевич был хорош собой, на шесть лет моложе жены, любимец и любитель женщин — с его стороны брак был по расчету. Его последней любовью стала московская поэтесса княжна Екатерина Шаховская, послужившая прототипом Зинаиды Засекиной в повести “Первая любовь”», — комментирует Елена Полянская.
Любовная история, потрясшая юного Ивана, легла в основу одной из самых пронзительных его повестей. Это драма взросления героя, полудетская влюбленность которого пришла в неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви. По сюжету повести 16-летний Владимир влюбляется в 21-летнюю Зинаиду, а позже узнает, что истинная ее страсть — его собственный отец. Тургенев никогда не скрывал, что повесть автобиографична.
С этой историей связан Нескучный сад, напротив которого Тургеневы летом снимали дачу, а их соседкой была… княжна Шаховская. «Есть версия, что Екатерина Шаховская родила от Сергея Николаевича дочь, которую Варвара Петровна оставила при себе в обмен на обещание мужа сохранить семью», — рассказывает Елена Полянская. Этой девочкой могла быть воспитанница Варенька — автор «Воспоминаний о семье Ивана Сергеевича Тургенева» Варвара Житова. Суровая Варвара Петровна любила девочку и заботилась о ней в память о горячо любимом муже, который умер в 40 лет. Екатерина Шаховская вышла замуж, родила сына, но скончалась вскоре после родов.
«Теплый-претеплый» дом. Остоженка, дом 37/7, строение 1
Самый известный московский адрес Тургенева — деревянный особняк на Остоженке (дом 37/7, строение 1), где сегодня располагается мемориальный музей, филиал Государственного музея А.С. Пушкина. Варвара Петровна снимала его с 1840 по 1850 год. Здесь Тургенев бывал наездами.
Именно этот дом с его укладом, крепостными слугами и властной хозяйкой читатель узнает в рассказе «Муму». А в повести «Несчастная» Тургенев поселил героя-студента в «большом деревянном доме на Остоженке, теплом-претеплом, каких <…> кроме Москвы, нигде не найдешь».
Благодаря воспоминаниям Варвары Житовой можно заглянуть в повседневную жизнь этого дома. Она описывает, как Тургенев, уже известный писатель, с легкой иронией относившийся к ее детским успехам в изучении языков, однажды приструнил ее, расшалившуюся и не желавшую садиться за уроки: «А вот хвалили твои успехи, а я тебе скажу, что ты, хотя и выучилась болтать по-английски, двух очень важных фраз не знаешь: be quite and hold your tongue (сиди смирно и держи язык за зубами. — Прим. пер.)».
Московский университет. Моховая улица, дом 11, строение 1
1833 год — Тургеневу еще нет и 15 лет. Он собирается поступать на словесное отделение Московского университета. Возрастное ограничение в 17 лет, установленное учебным заведением, казалось непреодолимым барьером.
Отец Сергей Николаевич хлопотал о допуске сына к экзаменам, но получал отказы из всех инстанций. Ситуацию разрешило личное вмешательство министра народного просвещения Сергея Уварова. В итоге правление университета приняло прошение Ивана Тургенева «подвергнуть» его «надлежащему испытанию». Конкурс был серьезным: из 167 абитуриентов приняли лишь 25 человек. Тургенев оказался в их числе.
В Москве он проучился всего год (1833–1834), но этот год оказался насыщенным. Тогда же на старших курсах учились Николай Станкевич, Александр Герцен и Николай Огарев. Хотя прямого знакомства в то время, вероятно, не произошло, сама атмосфера сформировала интеллектуальный кругозор Тургенева. Успехи юного Ивана оказались впечатляющими: после сдачи переходных экзаменов в июне 1834 года он стал третьим по успеваемости на своем курсе.
Семья переехала в Петербург, и Тургенев переводится в Императорский Санкт-Петербургский университет на второй курс историко-филологического факультета.
Его первая повесть «Андрей Колосов» рассказывает о событиях, случившихся с первокурсником «летом тысяча восемьсот тридцать третьего года» — в год собственного поступления. В личности главного героя и в некоторых других персонажах отражены черты самого Тургенева и его друзей.
Большой театр. Свет рампы и «проклятая цыганка»
Именно в Большом театре к бенефису Михаила Щепкина зрителям представили пьесу Тургенева «Нахлебник».
«Пьесу “Нахлебник”, написанную специально для Щепкина еще в 1848-м, сыграли только в 1862 году: цензура упрямо держала ее под замком, но Щепкин добился постановки. Публика приняла пьесу, по словам самого Тургенева, очень горячо», — рассказывает Елена Полянская.
Но театр для Тургенева был не только местом, где он радовал публику как драматург. В 1845 году здесь звучал голос оперной дивы Полины Виардо, ставшей его «Полярной звездой» и музой. Даже положение замужней женщины не могло изменить отношения русского писателя к певице — «центральному светилу» его жизни. Отныне он будет следовать за ней повсюду и жить возле ее семьи, «на краешке чужого гнезда».
Тургенев, уже плененный ею, присутствовал на всех концертах. На один из них, утренний, решилась пойти и его мать, Варвара Петровна, недовольная увлечением сына. Варвара Житова вспоминает: «К концу обеда, она [Варвара Петровна] сердито стукнула ножом по столу и, будто сама с собою говоря, ни к кому не относясь, сказала: “А надо признаться, хорошо проклятая цыганка поет!”».
В доме-музее можно посетить тематическую экскурсию, посвященную истории любви Ивана Тургенева и Полины Виардо.
«Милый друг Иван Ильич». Гоголевский бульвар, дом 10, строение 1
После 1860 года Тургенев во всякий приезд в Москву останавливался в квартире своего верного друга Ивана Маслова, управляющего Московской удельной конторой. Здание и сегодня стоит на Гоголевском бульваре (дом 10, строение 1). Здесь находится Московский музей современного искусства. Маслов был верным помощником писателя в житейских и издательских делах. Их переписка полна тепла и доверия. «Милый друг Иван Ильич! — писал ему Тургенев из Парижа в 1874 году. — Я выезжаю отсюда <…> через шесть недель — и, почти не останавливаясь в Петербурге, проеду в Москву, где опять, если ты позволишь, воспользуюсь твоим гостеприимством».
«У писателя всегда была большая светлая комната, выходившая окнами в сад. Из окна виднелась “красная византийская церковка с зелеными крышами” — звон ее колоколов будил Ивана Сергеевича по утрам», — рассказывает Елена Полянская.
Несмотря на годы, проведенные в Европе, в Москве происходили важные для Тургенева события. В конце жизни писателя, снискавшего мировую славу, этот город торжественно чествовал его. «Такие дни, какие я прожил в Москве, такой прием останутся навсегда в моей памяти», — говорил Тургенев.
В Доме-музее И.С. Тургенева в день его рождения, 9 ноября, пройдет праздничная программа. А 19 ноября состоится спектакль «И.С. Тургенев. Малек-Адель» по произведениям писателя.
Новогодниею праздники можно провести в атмосфере «дворянского гнезда»: в Доме-музее И.С. Тургенева придумали экскурсию-прогулку «От первого снега до Крещения. Зимние праздники у Тургеневых».