Новости Москвы и Московской области

Дым Бородина, фейки Аустерлица и шахматный мат Наполеону. Идем в музей-панораму «Бородинская битва»

Что общего между фейковыми новостями XIX века и шахматной партией? Почему художник «Бородинской панорамы» один раз намеренно отступил от правды и при этом остался честен? О том, как создавался главный экспонат музея-панорамы «Бородинская битва», и о новой выставке «Мат в три хода в сложной партии» «Культуре Москвы» рассказала Виктория Павленко, заместитель директора по развитию.

Панорама русского художника французского происхождения Франца Рубо — центральный экспонат музея-панорамы «Бородинская битва». Полотно размером 115 на 15 метров — достоверная реконструкция напряженного момента Бородинского сражения. Оно создано к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Рубо с военными историками — консультантами неоднократно ездил на Бородинское поле: изучал рельеф местности, расположение войск. На поле есть «точка Рубо», откуда он выстраивал композицию.

Художник работал 11 месяцев в мастерской в Мюнхене. Затем полотно на валу вместе с предметным планом разместили на платформе и по железной дороге отправили в Россию. В Москве для него построили специальный деревянный павильон на Чистых прудах. Судьба шедевра оказалась непростой: после революции его снова накатали на вал, и долгие годы панорама хранилась в неприспособленных местах и даже под открытым небом. В 1962 году наконец открылся музей-панорама «Бородинская битва». Здание цилиндрической формы построили специально для гигантского экспоната.

Полное погружение и умышленное отступление от правды

Полотно и предметный план — главные инструменты погружения: зритель стоит на смотровой площадке и видит, как объемная реальность поля переходит на живописный холст.

Фанера, ткань, гипс и даже грунт — все для создания ощущения присутствия. «Многие посетители говорят, что у нас действительно пахнет землей, как на настоящем поле», — отмечает Виктория Павленко, заместитель директора по развитию музея-панорамы «Бородинская битва».

Рубо и создатели панорамы отошли от действительности лишь в одной детали — поле боя хорошо просматривается. В реальности 7 сентября 1812 года битва была настолько ожесточенной, что артиллерия била без остановки и все поле затянуло дымом. «…из таинственной области дыма, застилавшей всю местность впереди, не переставая, с шипящим быстрым свистом, вылетали ядра и медлительно свистевшие гранаты»,  — так описывает Бородинское сражение Лев Толстой в романе «Война и мир». Если бы Рубо не отступил от правды, мы не увидели бы ничего, кроме плотной дымовой завесы.

«Это примерно 10:30, когда французы наступают на деревню Семеновское. Трагический момент для русской армии — буквально за час до этого был смертельно ранен Петр Багратион, и на его место прибыл новый командующий левым флангом Дмитрий Дохтуров. Это момент максимального участия в битве русской гвардии», — объясняет Виктория Павленко.

Над смотровой площадкой укреплен зонт-рефлектор, за которым располагаются лампы дневного освещения и светоотражающие экраны. Рассеянный свет равномерно освещает полотно и создает впечатление объемного пространства Бородинского поля.

14-часовое Бородинское сражение считается самым кровопролитным однодневным сражением XIX века. Никто не победил. Но, как писал Лев Толстой, победа русских — нравственная, а прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы.

Не только панорама

В музее еще около 400 экспонатов. Среди них — гренадерская шапка Павловского гренадерского полка, пробитая пулей или осколком. Виктория Павленко поясняет: «Александр I за доблесть солдат Павловского полка повелел навечно сохранить им именно такой тип головных уборов — шапки-гренадерки».

Музейная коллекция продолжает пополняться. Недавно появился новый значимый экспонат — портрет Евгения Петровича Назимова кисти художника Николая Мельникова. «Это дар Михаила Карисалова, известного коллекционера и мецената. Назимов участвовал во всех сражениях с Наполеоном, начиная с Аустерлица», — говорит Виктория Павленко.

Под Назимовым было убито 16 лошадей, а сам он выжил. Храброму гусару даже выдали из казны две тысячи рублей — «в вознаграждение таковой его потери и во уважение отличной службы».

От Москвы две версты: военный совет в Филях

Рядом с музеем есть памятный камень «От Москвы две версты» и восстановленная изба крестьянина Михаила Фролова, где прошел тот самый военный совет, на котором Кутузов после Бородинского сражения принял трудное и верное решение оставить Москву без боя. В избе проходят мастер-классы и экскурсии. А в музее можно увидеть копию картины «Военный совет в Филях в 1812 году» Алексея Кившенко.

В одном из залов — реконструкция партизанского бивака. Здесь оживает история, описанная Денисом Давыдовым. «В один из дней к ним в лагерь под Малоярославцем прибился голодный, оборванный 15-летний французский барабанщик Винсент Бод (Vincent Bode)», — продолжает Виктория Павленко. Мальчик дошел с отрядом Давыдова до Парижа. Там возмужавшего юношу вернули родителям.

Шахматная доска империй: три партии с Наполеоном

Выставка «Мат в три хода в сложной партии» предлагает взглянуть на военное противостояние России и Франции начала XIX века через шахматную метафору. Экспозиция выстраивает повествование вокруг трех ключевых сражений: Аустерлиц (1805), Бородино (1812) и Лейпциг (1813). Это три партии в большой игре, где каждая из сторон училась на ошибках.

Первая партия, проигранная Россией, стала суровым уроком. Высказывание Наполеона, приведенное Викторией Павленко, иллюстрирует его отношение к тому противостоянию: «Наполеон в беседе с князем Репниным-Волконским, который, кстати, был одним из прототипов Андрея Болконского в “Войне и мире”, высказал мысль, что Александр I должен был проиграть, потому что для него это сражение было первое, а для Наполеона — сороковое».

Это то самое сражение, в котором был ранен герой Толстого князь Болконский. Под «небом Аустерлица» (выражение стало нарицательным) он переосмысляет жизненные ценности: «…Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба…» Многое пришлось переосмыслить и руководству армии после этого сражения.

Фейки XIX века

Фейковые новости не современное изобретение. После поражения под Аустерлицем была широко растиражирована информация о массовой гибели отступающих русских войск. Этот момент изображает «достоверная» французская гравюра XIX века «Битва при Аустерлице». Но это миф, запущенный самим Наполеоном. Утверждалось, что утонули 20 тысяч человек. «На поле Аустерлицкого сражения не было озер. Там находились два пруда, Менинский и Жатчанский. Отступали российские войска между двумя прудами, и бросаться массами на тонкий лед прудов им было совершенно незачем», — рассуждает Виктория Павленко.

После битвы пруды были спущены. На дне Менинского людей не нашли. В рапорте генерала Сюше написано, что на дне Жатчанского обнаружили «138 конских трупов и три человеческих тела» — явно не заявленные 20 тысяч.

Шахматная партия Наполеона, Александра I и Кутузова

На выставке запоминаются шахматы. Это современные фигуры (2012), но интересные своей детализацией. На доске — Александр I, Наполеон, Кутузов, Даву, Мюрат. Это реконструкция партии, придуманной русским шахматным мастером Александром Петровым в 1823 году. В детстве он стал очевидцем войны.

«Партия так и называется “Бегство Наполеона из Москвы в Париж”, где короли — это Наполеон и Александр I. Мат ставится в 14 ходов», — поясняет Виктория Павленко.

Бородино и Лейпциг: от ничьей к победе

Следующая партия — Бородино — представлена как переломный момент. Интересны гравюры немецкого художника Альбрехта Адама, который сопровождал 4-й корпус под командованием пасынка Наполеона Эжена Богарне. Три гравюры изображают три дня наполеоновского похода: за день до, день битвы при Бородине и сразу после — тревога, битва и опустошение…

Битва при Лейпциге вошла в историю как Битва народов, потому что с обеих сторон участвовали коалиции. Это окончательная победа, после которой наполеоновская империя уже не оправилась.

На выставке есть гравюра неизвестного художника, которая представляет камерную сцену: Александр I во время битвы под Лейпцигом. «Гравюра называется “Александр I молится во время Битвы народов под Лейпцигом в 1813 году”. Известно, что он находился у деревни Гросс, за нее шли сражения в первый день. Он молился о благополучном исходе битвы для объединенной армии», — завершает Виктория Павленко.

18 октября у музея-панорамы «Бородинская битва» день рождения — 63 года с открытия здания на Кутузовском проспекте. В этот день пройдут экскурсии под смотровую площадку панорамы, куда обычно посетители не имеют доступа, запланирована праздничная программа.

До конца октября можно успеть попасть на еще одну выставку — «Ватерлоо. Последняя битва».

В музее есть домашняя шутка, что москвичи приходят сюда как минимум три раза в жизни: в детстве, а потом с детьми и с внуками. В ней значительная доля правды — музей интересен разным людям, и в каждом возрасте они переосмысляют историю решающих сражений по-новому.

«Культура Москвы»: гид по ярким событиям столицы